Вторник-Сешанбе
07.05.2024
03:04
Приветствую Вас Мехмон
RSS
 

Ворух это рай на земле!

Главная Регистрация Вход

Меню сайта

Разделы новостей
Экономика [64]
Общество [170]
Культура [34]
Политика [60]
Новости дня [50]
Спорт [21]
В Мире [34]

Мини-чат
500

Наш опрос
Вы нашли на моем сайте то,что искали-Шумо он чи ки ҷустуҷў доштед дар ин ҷо пайдо намудед?
Всего ответов: 489

Поиск-Ҷустуҷуй

Главная » 2010 » Август » 9 » Слово о Сайиде Абдулло Нури - человеке и политике
Слово о Сайиде Абдулло Нури - человеке и политике
16:08
Р.Абдулло:
12:02 09.08.2010
Слово о Сайиде Абдулло Нури . человеке и политике

9 августа, исполнится четыре года со дня смерти лидера ПИВТ Абдулло Нури. Политолог Рашид Гани Абдулло высказывает свое мнение о роли Нури в истории Таджикистана.

Махмудджон Вохидов, Бободжон Гафуров, Абдулахад Каххоров, Сайид Абдулло Нури. Разные люди, разные жизненные пути, в разное время ушедшие от нас.

Но есть нечто, что объединяет их, столь непохожих друг на друга. И этим нечто является то, что они были личностями, очень крупными и значимыми для Таджикистана. А также то, что таковыми они стали в тот короткий период времени, который пришелся на последнюю треть 60-х и первую треть 70-х гг. Это время стало для них, а во многом и благодаря им, поистине судьбоносным для республики, для таджикского общества.

Примерно со второй половины 60-х в Таджикистане, в таджикском обществе достаточно быстро стало набирать силу движение за национальное возрождение, которое по своей сути было комплексным культурно-интеллектуальным и политическим явлением. Одним из наиболее ярких его проявлений стало подчеркнутое обращение фактических участников этого стихийного и аморфного движения к досоветскому историческому прошлому, художественному и религиозно-духовному наследию своего народа. Обращаясь к прошлому и классическому наследию во всех его ипостасях в своей собственной, не совпадающей с официально принятой, трактовке они, в сущности, выражали несогласие с текущим историческим, культурным, идеологическим, следовательно и политическим бытием, четко осознаваемым ими как не совсем соответствующий национальным интересам таджиков.

Ближе к концу того же десятилетия накопившаяся энергия этого движения стала выбрасываться на поверхность. Пожалуй, самый большой всплеск общественно-политических эмоций в таджикском обществе, особенно в студенческой среде, вызвало обращение к творчеству Омара Хайяма талантливейшего Махмуджона Вохидова. Его моноспектакль "Наедине с собой", представлявший собой размышление о смысле бытия и месте человека в этом мире, стал не только новым словом в таджикском искусстве, не только художественным, но и общественно-политическим событием общенационального значения.

Столь же значимым проявлением движения за национальное возрождение стал выход в свет в 1972 г. книги академика Бободжона Гафурова "Таджики". С возрожденческой точки зрения, абсолютно равным его академическому содержанию было имеющее самостоятельное значение концептуальное и политически остро прозвучавшее название. В совокупности, содержание и название труда академика Б. Гафурова обосновывали восприятие таджиками политической и, в еще большей степени, культурной истории всего ареала исторического расселения таджиков, с древнейших времен и до прихода европейцев в эти края с юга и севера, как целостного, системного и таджикоцентричного явления.

Чрезвычайно значимой для самой возможности развития движения за национальное возрождение в то время была деятельность политика и литератора, председателя Совета министров республики Абдулахада Каххорова. В меру своих возможностей, без излишнего шума он оказывал помощь и поддержку литераторам и другим деятелям культуры . основным силам движения за национальное возрождение. Иногда эта помощь носила открытый характер, чаще же, что вполне понятно и объяснимо, была непубличной и косвенной, но всегда действенной и существенной.

Органичной частью этого общего возрожденческого движения в Таджикистане было и зарождение весной 1973 г. религиозно-просветительского движения, инициатором и бессменным духовно-политическим лидером которого до самой своей смерти был Сайид Абдулло Нури. Это движение с самого начала было неплохо организовано. За последующие три с половиной десятилетия изначально небольшой кружок сторонников и последователей Сайида Абдулло Нури пройдя через этап трансформации в массовое движение, структурировался в единственную на пространстве постсоветской Центральной Азии Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), второй по численности после Народно-демократической партии Таджикистана и второй по влиянию, после института президентской власти, политической силы страны.

Сайид Абдулло Нури оставил после себя не только партию своих сторонников и последователей. Мир и тот уровень национального единства, которые имеют место быть сегодня в Таджикистане, были бы невозможны без его трудов. Поистине уникальным для всего постсоветского пространства является и такой аспект его политического наследства, как принципиальный отказ вхождения во власть.

Конечно, будучи председателем Комиссии национального примирения, Сайид Абдулло Нури фактически был во власти. Но эту власть он принял лишь для того, чтобы сделать возможным как можно более безболезненный переход страны от войны к миру. Когда этот период завершился, он предпочел быть вне власти. Его решение полностью гармонировало с его внутренней установкой . не важно, кто реализует идеи исламского возрождения Таджикистана, которое было для него одновременно и национальным возрождением страны, важно, чтобы они реализовывались. В этом плане, его политическая позиция была полностью созвучна позиции Нельсона Манделы, принявшим власть лишь для того, чтобы обеспечить бескровный переход своей страны к развитию без апартеида, и оставившего власть сразу после того, как данная задача была решена.

Как представляется, по мере того, как нынешние годы будут уходить все дальше и дальше в историю, все более прочным и значимым будет в ней место Сайида Абдулло Нури, в личности, общественной, просветительской и политической деятельности которого столь удивительно и гармонично сочетались глубокий традиционализм, разумный консерватизм и смелое новаторство.

Рашид Г. Абдулло

Категория: Политика | Просмотров: 1545 | Добавил: Мухочир | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа-Шакли даромад

Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Сурати нав      

Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей-Мехмонхо: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024