Понедельник-Душанбе
21.08.2017
15:54
Приветствую Вас Мехмон
RSS
 

Ворух это рай на земле!

Главная Регистрация Вход

Меню сайта

Разделы новостей
Экономика [64]
Общество [170]
Культура [34]
Политика [60]
Новости дня [50]
Спорт [21]
В Мире [34]

Мини-чат
500

Наш опрос
Шумо чанд сола хастед?
Всего ответов: 921

Поиск-Ҷустуҷуй

Главная » 2010 » Октябрь » 8 » Р.Мирзоев: Таджикские казаки из Обсийехкента/Кизляра (история)
Р.Мирзоев: Таджикские казаки из Обсийехкента/Кизляра (история)
08:01
Таджикские казаки.

Крупнейшим селением (кент) в вилайате Татархана был Обсийехкент (Кизляр). Население Обсийехкента состояло из народа, вышедшего первоначально из территории Средней Азии, в Закавказье и прибывшего в ханство Ширван-Шемахи. Одна группа этого народа, переселялась в разные места, в конце концов обосновалась в 1545 году на берегу реки Терек.

Место, где, остановился этот народ, называли Обсийех. В Обсийехкенте по пятницам бывал большой базар. Базарная площадь находилась на берегу Терека, на том месте, которое теперь, в наше время называют Кала-баш. По пятницам бывал большой базар также в Йахсае, то есть Ташгечиве, Хасавйурте. Торговцы часто ходили от базара к базару. Так как Хаджитархан (Астрахан) был крупным центром торговли, купцы, которые часто ездили туда и оттуда, проезжали через Обсийехкент, находившийся на пути. Русские торговцы называли Обсийехкент "Терским городком" (Терски гарадук).

Люди Обсийехкента все были мусульмане, прибывшие из Средней Азии (Асийа), с берегов Амударьи и Сырдарьи (Сари Дарйа), таджики, персы, (ирони халк). Писали и общались на таджикском (персидском) языке. Название села заимствовано из персидского языка: от слов об - "вода" и сийех - "черный", а в окумыкизированном виде эти слова звучат- кара сув,то есть Карасувкент.

Так как ташгечивские качаки (тюркские племена) кроме того, что грабили дворы, имущество, скот, лошадей и притесняли жителей Обсийехкента, еще и пятнали честь их девушек и невест, то жители Обсийехкента, чтобы оградить себя от ташгечивских неприятелей и особенно чтобы уберечь молодых девушек, в 1686 году построили вокруг своего учреждения (идара) в крепостную стену из черного кирпича. Говорят, длина крепостной стены составляла 400 метров, ширина - 120 м, высота - 5 м. Внутри крепости имелись административные здания и Соборная мечеть (Джума-масжид), тюрьма, баня, медресе и дом духовной культуры (маданийат). В четырех углах крепости имелись четыре башни (манора), и на каждой из башен находилось по одному стражнику. Стражники, увидя подступающих извне качаков, сообщали в управление. Управители же, известив сельское население, упрятав женщин и совершеннолетних девушек в крепости.

Жители близких от Обсийехкента русских казачьих станиц, после того как была построена эта крепостная стена, не называли его Обсийехкентом, а именовали "Девичьей крепостью".Таким образом, на языках разных торговцев и путников Обсийехкент имел четыре названия: 1.Обсийехкент; 2. Терский городок; 3. Карасув-кент; 4. Девичья крепость. В вилайате Татархана в зависимости от Обсийахкента находились по ту сторону Терека четыре маленьких села: Сесадпул, Нурджахон, Йамантилли, Ортатилли. Сесадпулкент мы теперь называем Сасоплу, а сегодня Александровский. Название Сесадпул - из таджикского языка: сэ - "три", сад - "сто", пул - "деньги".

Обитатели этого села - русские жили очень бедно. Когда они направили воду для полива своих земель под посевы озимых хлебов, вода затопила дороги, и они не смогли доставить в Обсийахкент собранный урожай (в виде налога), который на них был наложен в виде быков и крупных лошадей, для отправления во дворец правителя (хонсарой). Татархан, обдумав их бедственное состояние, издал новый указ: взимать с них 300 серебряных монет. По этой причине название Александровского в речи жителей Обсийахкента стало - Сесадпул. Название, данное ему людьми Обсийехкента 250 лет назад, существует и поныне в простонародной речи. Если его жителей (т.е. сесадпульцев) спросят: "Почему ваше село прозвали Сесадпулом?" - то те отвечают: "Не знаем, еще со времен наших предков называют так". Находит свое объяснение и название Нурджахонкент. Однако ныне не видно остатков этого села за рекой Терек. Но по сю же сторону Терека, в районе Кызларкалы, и по сей день имеется хутор с названием Нуржаханкютюр. О том, что ташгечивские качаки умыкнули в поле одну девушку по имени Нурджахон и ее нашли повешенной на дереве в окрестностях село. В Обсийахкенте проживал таджик по имени Козим. Он вместе со своей женой и дочерью уходил работать в сад и попросил дочь стричь овец. Нурджахон, взяв с собою острые ножницы, согнала овец на поле и стала стричь.

Некоторые из качаков, возвращавшихся из Обсийехкента после угона скота, увидели ее там и направили своих коней в сторону Нурджахон. Она быстро накинула чадру на голову, накрыла ею свое лицо и спрятала ножницы. Трое из качаков сошли с коней, схватили Нурджахон, открыли ей лицо. Она была на столько красивая что качаки решили силой забрать ее к себе и увести. Один из качаков сказал: "Я возьму ее себе в жены", - забрал с собой, посадив ее позади себя на коня и не обращая внимания на ее вопли. Качак хотел в другой комнате насильно запятнать ее честь, Нурджахон тайком от качака вытащила те свои спрятанные ножницы и отрезала ими его яичко вместе с мошонкой. Качак, потерявший свое мужское достоинство, начал кричать, орать, и его товарищи, собравшись и зайдя в ту комнату, увидели случившееся. Качаки набросились на Нурджахон, задушили ее при помощи веревки. Они повесили ее на ветви дубового дерева в окрестностях и ушли. Это случилось в 1686 году. В том же году была построена крепость в Обсийехкенте. На следующий день люди, вышедшие по тревоге, которые нашли повешенную Нурджахон погибшей, назвали село Нурджахонкентом. Русские казаки, проживавшие в этих станицах, жили с таджиками Обсийехкента как родные и друзья. Поэтому, как только они узнавали, что ташгечивские качаки переходят Терек, тотчас же извещали об этом жителей Абсийахкента. Казаки из Дубовской передавали известия в Бороздинку, которая находилась посередине пути между Дубовской и Обсийахкентом. В 1723 году шах Ирана, подписав мирный договор с царем Петром, передал находившиеся в его руках города Баку, Ширван, Ланкаран и некоторые другие города Российскому государству, и их жители стали российскими подданными.

Царь Петр прибыл в Обсийехкент летом 1722 года и спросил у жителей: "Как называется это село?" - "Это село Обсийехкент", - ответствовали ему. Царь спросил: "А далеко ли отсюда до Терского городка?" Народ ответил: "Находящиеся поблизости русские люди называют его (т.е. Абсийехкент) Терским городком. А другого населенного пункта с названием Терский городок - нет".Царь, посмотрев на свою карту, еще спросил: "Далеко ли отсюда до Карасувкента?" Люди ему отвечали: "Кумуки, находящиеся в сторону Эндирейа и Ташгечива, называют наше село Карасув. А иного села с названием Карасув - нет". Царь Петр пребывал в Обсийехкенте четыре дня. Пригласив казаков из соседних казачьих станиц, устроил большие собрания. После того как выяснил историю Обсийехкента, населяющих его людей, их происхождение, время основания села, построения крепостной стены, он посоветовал Обсийехкентцам и приглашенным русским казакам впредь называть именем Кызларкала (Кизляр) Согласно тарихам, первоначальными здешними жителями были таджики. Это был народ гордый, очень дружный друг с другом. 1916 году, таджики имеют свою отдельную мечеть, которая называется Таджик-масжид, а также свое общество, которое называется: Таджикское общество, со своими отдельными метрическими книгами, печатью, штампом, и которое снискало уважение со стороны городского начальства. Однако число их с каждым годом уменьшается, их род не распространяется. Возможно, через сорок-пятьдесят лет вовсе исчезнет и само их название.В моих поездках в Кизиляр, я обнаружил старые рукописи в архиве,которые очень много говорят о приезде и происхождение кизлярских таджиков. Кизлярский народ по сей день помнит и знает этот знатный народ и не отрицают что многие из них являются потомками таджикского народа. Мне приходилось общаться с прямими потомками таджиков,они очень прекрасно говорят на таджикском языке, честно говоря,я так и не мог определить на каком диалекте они общаются.Говор в роде, больше напоминает дарвазским диалектом и немного ишкошимским. Многие из них асимилировались с русскими казаками и себя называют Таджикскими казаками. Конечно они скрывают свой род по мере руссифизации общество,но в глубине души остаются приверженцами
таджикского рода. Ныне потомство таджиков "растворилось" среди населения г. Кизляра и других населенных пунктов Северного
Дагестана, переняв в основном кумыкский язык в качестве языка семейного общения. В конце 1600-х годов придворный учитель русского царя Алексея Михайловича ( Аликсай Михайлуф.) по имени Полоцкий открывал в Святом Кресте училища (медресе) и школы (мактаб) для повышения знаний его населения в грамоте.

Проводя собрания по вопросам обучения детей в русских казачьих станицах, Полоцкий приходил и в Обсийехкент и там также провел с народом собрание об обучении детей. После ухода господина Полоцкого жители Обсийехкента, совместно с жителями соседних русских казачьих станиц, изготовили кирпичи и построили в Обсийехкенте Дом духовной культуры имени Полоцкого (маданийат-нама). Там собирались учащиеся, по вечерам проводились занятия также на таджикском и арабским языках.

Управленческое учреждение села Обсийах в 1703 году состояло из нижеперечисленных людей: Мансурбек - председатель сельского управления, вазир, по этнической принадлежности - таджик; Абдулхад -
управитель казны (малик), таджик; Кози-Насруллох - председатель суда (Раиси девон), таджик; Абдуссалом - начальник полиции (раиси палисийа), араб; Газанфар - секретарь управления (котиби идора), перс (иран); Джаббори - начальник тюрьмы, перс; Мусайф-ого - мирушаб, перс; Махмуд-ого - миррузи, сарт; Рухуллах, сарт; Ахмадсаттор - духовное лицо (рухани) по арабскому языку, таджик; Мешмади Гаффар - духовное лицо (рухани) по персидскому языку, перс; Бабский - учитель русского языка, русский казак.
Эти двенадцать человек - члены управления. А в других, маленьких селениях - Сесадпул, Нурджахон, Йамантилло,

Ортатилло, которые находились в подчинении у Обсийахкента, - были свои управители таджиками. Жители Обсийахкента были мусульманами, которые крепко придерживались своей религии. Большенство соседние русские казаки, принявшие мусульманскую религию, имели с ними брачные отношения - брали у них в жены девушек, выдавали своих дочерей. Люди Обсийехкента были смешаны в основном из пяти различных пород: таджиков, персов, арабов, сартов и русских казаков. Так как дети, имеющие смешанную кровь из нескольких пород, бывают здоровыми.

Если полистать книги о русских терских казаках, написанные графом Львом Николаевичем Толстым, можно прочесть в
них слова: "таджикские казаки". Л.Н. Толстой находился на Северном Кавказе с 30 мая 1851 г. до 19 января 1854 г. на военной службе. В частности, он был в Кизляре, станице Старогладковской, крепостях Грозной и Воздвиженской, в селениях Чечни и Северного Дагестана. Сведения Л.Н. Толстого о жизни и быте местного населения и терских казаков
имеют большую историко-этнографическую ценность. Автор "Таджикские казаки" ссылается на Л.Н. Толстого для подтверждения своих высказываний о смешанности населения нового Кизляра, хотя, надо заметить, в тексте ведется речь о Старом Кизляре - Обсийехкенте. Когда царь Петр в 1722 году посетил Обсийехкент, он обозначил все население Обсийехкента как таджиков. И другие народы - персы (иран), называются таджиками или азиатами (асийа).

О том, что люди Обсийехкента, особенно их девушки, бывают очень красивыми и стройными, мы упоминали выше. К примеру, дочь судьи Обсийехкентского судебного управления Кози-Насруллоха - Дилбархонум, была отменной красавицей, имя которой не сходило с уст народа. Видный русский востоковед Н.В. Ханыков приводит весьма интересное высказывание английского автора середины XIX в. Д. Вуда, которое кажется уместным привести здесь: "Таджики - красивый народ кавказской ветви (европеоидной расы); повсюду, где бы их ни встречали, они говорят по-персидски, и, хотя в настоящее время они проживают и вне пределов столь обширной Персидской империи, их прошлое ясно свидетельствует о том, что судьбы этого народа всегда были ближе к историческим судьбам названной империи, чем к истории какого-либо другого народа..." (Ханыков. Записки, с.101). Они занимались земледелием, садоводством и торговлей. Торговлей они занимались с начала осени и до весны.

Торговцы ездили в Хаджитархан, Святой Крест, Узункала, то есть Прохладный, Ягориский крепост, то есть город Георгиевский, некоторые доходили до Киева, Москвы.Женщины занимались домашним хозяйством, хлебопечение и садовым хозяйством. Супруги никогда не ходили вместе на полевую работу.Женщины сушили фрукты, делали изюм (кишмиш) и готовили "душаб" для своих мужей. А у кого было много виноградного сока, те продавали его в соседних казачьих станицах. Душаб - из таджикского языка означает "две", а слово шаб - "ночь". Из-за того что на кипячение
винограда уходило две ночи,напиток назвали - душаб,а кумыки сегодня говорят "тушап".

В Обсийехкенте ежегодно отмечали четыре праздника . Один из них - весной, с наступлением весны, "иди-руза" (Рамазон), "Иди-курбон", дважды проводили праздник "Иди-сумалак"(Си-малак), то есть день навруза.Сумалак-таджикское слово, означает,"си"-тридцать,"малак"-малойка-"ангел",то есть "тридцать ангелов"(си-малойка).Сегодня в Дагестане после вхождение в состав России, эти праздники не отмечаются.
О свадьбах и поминках в Абсийахкенте. Духовенство, согласно шариатским предписаниям, не разрешало проводить мучительные и дурные оплакивания по умершему человеку.Сегодня этот обряд, мы замечаем у припамирского народа Таджикистана. Дочь и невеста умершего человека, сняв свою чадру, оплакивали его, выйдя во двор. Жена оплакивала так же.

Обсийехкентские женщины причитали, упоминая при этом бога: "О Аллах! Я согласна на второй Судный день (рузи-кийемат). Но первого Судного дня - да не доведется мне увидеть никогда!" Первым Судным днем они считали день, когда им приходилось снять чадру перед глазами мужчин и тем самым показать свои обнаженные головы ( "Муи-сар). Женщины и мужчины проводили траур оплакивания в отдельности. Отмечали третий, седьмой, сороковой дни и годовщину со дня смерти покойного.

Торжественные свадебные церемонии в Обсийехкенте происходили, но имелись некоторые отличие. Не принято было танцевать мужчинам
вместе с женщинами и девушками. Торжество по случаю сватания девушки "свадьба, на которой отламывают нан " (нон), то есть хлеб.
Торжество, в день которого девушка уходила из родительского дома в дом жениха, называли: "никох туй". Невесту уводили в дом жениха
в ночь на пятницу. Жених в первый раз посещал свою невесту в ночь на воскресенье, ибо имелось в виду, что в воскресный день сотворен мир.
Сегодня основное насиление г.Кизляра составляют кумыками,но они осознают себя этнических потомков кизлярских таджиков.
Оговаривая происхождение своих предков от таджиков, А.Ибрагимов осознает себя кумыком. Факт создания А. Ибрагимовым этого и других его
произведений уже не на таджикском языке свидетельствует о глубине этнических процессов в среде потомков кизлярских таджиков
к началу XX в. Их представители, проживавшие в Кизляре, в XIX в. создали ряд сочинений исторического содержания на таджикском
и персидском языках. Он предрекает в своем сочинении, что таджикское общество в Кизляре через несколько десятков лет
вовсе прекратит свое существование.

В некоторых русских источниках о таджиках Кизляра сказано, что это - "поколение древних персов"; они издавна "вышли из персидских
провинций" и обитают в Кизляре. В переписи населения Терской слободы, составленной в 1640 г.,упоминается с сотни "таджиксих семей",
происходивших из "Шах-Софеевой области", т.е. из Персии. В дальнейшем "Общество граждан кизлярских" - таджиков 1792 г. 371 чел.,
к 1809 г. - 301 чел. (мужчин), к 1820 г. - 351 чел., а в 1914 г. - 150 чел. Примечательно то обстоятельство,что в своде статистических
данных в России о составе населения Кизлярского уезда, по переписи 1920 г., таджики вовсе уже не упоминаются,хотя
они и по сей день живут и размножаются.

1. Сведения А. Ибрагимова о гибели Старого Кизляра и переселении его жителей на новое место взяты им из упомянутого сочинения Сардара Муттасима (см.: Васильев. Загадка, с.55).
2. Окружной город Кизляр, с.93; Гриценко. Города, с.86.
3. О набегах горцев на Кизляр в XVIII и первой половине XIX в. см.: Шидловский. Записки, с. 196-206.
4. Кабардино-русские отношения, т.1, с.194-195).
5. Хозяйственное описание, с.443; Описание городов, с.477; АКАК. 1875, т.б, ч.2, с.603; Гриценко. Города, с.103; Васильев. Очерки,
с.86-87, 190.
6. Л.Н.Толстой "О жизни и быте терских казаков"(высказывание)

Автор статьи: Мирзоев Риводж Мухтоджович.Кандидат тех.наук.(Уроженец Ванчского района ГБАО).Сейчас проживает в г.Москве.
(Занимается сбором и информации архивних документов по всему СНГ и мира).

Категория: Общество | Просмотров: 985 | Добавил: Мухочир | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа-Шакли даромад

Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Сурати нав      

Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей-Мехмонхо: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017