Четверг-Панҷшанбе
16.05.2024
09:24
Приветствую Вас Мехмон
RSS
 

Ворух это рай на земле!

Главная Регистрация Вход

Меню сайта

Разделы новостей
Экономика [64]
Общество [170]
Культура [34]
Политика [60]
Новости дня [50]
Спорт [21]
В Мире [34]

Мини-чат
500

Наш опрос
Какую музыку Вы любите-Кадом намуди мусиқиро дуст медоред?
Всего ответов: 347

Поиск-Ҷустуҷуй

Главная » 2012 » Август » 3 » Слава о Шорахматове лучше, чем самого Шорахматова
Слава о Шорахматове лучше, чем самого Шорахматова
16:42

Слава о Шорахматове лучше, чем самого Шорахматова

Автор:
Мухибуллох КУРБОН
(На фото: Абдурахмон Шорахматов с группой учениц. А все они отличницы! И будущие доктора, педагоги, юристы…)

 

 Сказание о славе Рустаме лучше, чем сам Рустам. Примерно так звучит популярное изречение. Я тоже был с ним  согласен, но до того как встретился и поговорил с Абдурахмоном Шорахматовым, директором государственного лицея № 3, который находится в горном кишлаке Ворух Исфаринского района. Да, Рустам лучше, чем сказание о нем!

ЧАСОВАЯ поездка в кишлак Ворух из центра района утомительна. Хуже дороги Исфара – Ворух, не видавшей серьезного ремонта последние двадцать лет, в Таджикистане нет! Но когда я доехал и передо мной открылась фантастически красивая панорама Воруха, окруженного горами, то я забыл все: и ожидание транспорта, и тряскую дорогу.

Было воскресенье, и я не надеялся найти моего героя в лицее. Но на всякий случай все-таки заглянул. И, к моему удивлению, дверь в кабинет директора была открыта.

Меня встретил человек, на вид которому было лет сорок, но позже я узнал, что он окончил Таджикский государственный университет с КРАСНЫМ дипломом еще в 1982 году, и, естественно, ему было за 50.

Незаметно завязалась беседа, и мы говорили, естественно, о школе, но Шорахматов оказался эрудитом и рассуждал о литературе, науке и еще о многом свободно и грамотно. Он, оказывается, постоянно читает художественную, научно-популярную и педагогическую литературу. Даже читал мою повесть «Зеленая "Волга"», которую опубликовал журнал «Памир» в 80-е. Читает всю периодику и подписывается на газеты и журналы - примерно на 3500 сомони ежегодно. Я думаю, вряд ли есть другой учитель или даже ученый, который делает подписку на такую сумму.

А его шикарной школьной библиотеке, где более 13 000 книг, может позавидовать любая районная библиотека. В этом книгохранилище есть произведения авторов даже 14-го века.
Когда я поинтересовался, как он смог собрать столько книг, он рассказал, что родители тех счастливчиков, которые после тестов становятся первоклассниками, должны принести в школьную библиотеку несколько книг. Да еще он сам, учителя и даже бывшие ученики иногда пополняют полочки библиотеки.

Не зря написал «счастливчики». Каждый год в первый класс принимают примерно 40-50 учеников, но в апреле, когда я был в школе, уже было 179 заявлений, и до сентября количество заявок доходит до 200. У директора имеется даже более 25 заявлений от родителей шестилетних на следующий год обучения.

Школа без «троек»

ПОЧЕМУ родители так стремятся, чтобы их дети учились именно в этой школе, хотя рядом есть другие хорошие школы? Потому что они знают, что их дети обязательно поступят в вуз, если поступят в эту школу. Да еще они знают, что лицей бесплатный и здесь не берут взяток, нет «ЧЕРЕЗ», здесь все заявители равны, несмотря на размер кошелька или положения в обществе.

Но в то же время они знают, что здесь есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ПРОЗРАЧНОСТЬ, когда принимают детей в школу.

Здесь есть еще своеобразная «квота», которую ввел сам директор. Такой нет ни в одной школе республики. Суть этой квоты в том, что из каждой махалли принимают два-три ребенка, в зависимости от количества населения в них. Например, если в махалле Гузар 3000 население, а в махалле Тидун 2000, то, соответственно, три ученика принимают из одной махалли, два - из другой. Ведь в этом горном кишлаке около 15 махаллей и живет более тридцати тысяч человек. Оказывается, есть две-три махалли, в которых много талантливых детей, и если лицей объявляет свободный выбор и только по знаниям, то первый класс будет состоять только из детей двух-трех улиц. Я спросил: разве это не влияет на качество знаний детей?

Шорахматов абсолютно уверен, что в каждом ребенке генетически заложен фундамент восприятия знания и только индивидуальный подход и кропотливый, постоянный труд учителей сделают из обычного ребенка отличника.

Эта школа отличается от других по многим параметрам. В этой школе, где учатся около 600 детей, нет оценки, которая называется «ТРОЙКА». Даже «четверка» - не престижно для учеников этой школы. Здесь не ругаются. Здесь не кричат. Здесь не опаздывают. Здесь нет прогулов. Здесь нет неопытных учителей.

Потому что здесь есть высокообразованный, честный, добросовестный, справедливый, всезнающий, строгий, требовательный и одновременно спокойный и очень заботливый директор по имени Абдурахмон Шорахматов, который в трудном 1996 году открыл лицей. Тогда там было четыре учителя, 68 учеников и несколько парт и досок, взятых в долг в других школах.

Богатое наследие

ЗА последние четырнадцать лет 498 учеников окончили лицей, и более 470 из них поступили в вузы Таджикистана и других стран. И только в прошлом году из 42 выпускников 41 поступили в университеты и институты, и только один - в техникум.

И какие вузы! Душанбинские, московские, екатеринбургские, новосибирские, челябинские, кемеровские и алтайские. Пусть не обижаются наши дорогие гуманитарии, но почти все дети Шорахматова (так он называет своих учеников) поступили в технические и медицинские вузы.

Только в Таджикский государственный медицинский университет в 2011 году поступили десять выпускников этой школы, и восемь - в другие медицинские университеты за пределами Таджикистана.

За 14 лет существования этой школы 109 выпускников поступили только в Таджикский медицинский университет, и 90 из них учились или учатся на «отлично». Там уже появились «свои» учителя, т.е. выпускники этой школы.

Школа уже подготовила 7 кандидатов наук, и двое из них работают над докторскими диссертациями, еще 17 учатся в аспирантуре. О каждом выпускнике можно говорить долго, и есть о чем говорить. Работают в правительстве, министерствах и во всех вузах страны. Фарзод Пулодов является кардиохирургом в немецкой клинике в г. Хайдельберге, Шукухиддин Аброров на днях защищает кандидатскую в Японии и станет восьмым ученым в школе. Фарход Шаропов является деканом в Коммерческом университете, Лоик Кассобов - доцент Технического университета, и является лучшим молодым ученым Таджикистана в 2011 году, и получил премию Исмоила Сомони среди ученых до 35 лет. Родители Кассобова работали в лицее техническими работниками и не имели достаточно денег, чтобы отправить сына учиться в Душанбе. Сам Шорахматов купил ему билет, и они вместе прилетели в Душанбе. Оставался в столице до тех пор, пока Лоик не стал студентом. И помогал ему все годы обучения. В настоящее время более 200 выпускников этой школы работают в госучреждениях и преподают во всех вузах Душанбе.

Два главных приоритета

МНЕ рассказали, что он свою зарплату разделяет с молодыми перспективными педагогами. А у него прекрасные учителя. Он познакомил меня с одним из них. Мехровар Рахимов, который является завучем и вполне может преподавать в любом вузе. А в прошлом году даже кандидат наук, который хотел работать в этой школе, не смог пройти собеседование с директором.

Как достигают таких высот? В первую очередь, дисциплина среди учителей. В школе существует внутренний совет, и раз в неделю обсуждают результаты учебы за прошлую неделю и объявляют среднюю общешкольную оценку. На той неделе, когда я был в лицее, средняя оценка, полученная учениками, была 4,2. И совет вправе обсуждать работу директора за неделю. А директор действительно работает!

В этой школе два приоритета: Знание и Воспитание. И все подчинено этим святым приоритетам. По субботам обобщается результат учебы КАЖДОГО ученика со стороны группы контроля учебы в школе.

Я посоветовал директору организовать компьютерный класс и использовать Интернет. Шорахматов только кивнул и лишь на следующий день, когда я приехал в школу, показал один из двух или трех компьютерных классов. К сожалению, есть десятки компьютеров, но не новых, и шесть месяцев без света, это серьезная помеха, чтобы использовать компьютеры плодотворно. Вот где нужна техническая помощь.

Он фанатично предан школе, учителям и детям, чтобы найти время посетить уроки, особенно молодых учителей, получить совет опытных педагогов и поговорить с нужными учениками. Зимой и весной он приходит в школу в пять утра и уходит домой в десять ночи. И многие коллеги стали приходить в школу очень рано, как Устод. Мне казалось, что для него понятия «школа» и «домашний очаг» давно соединились и слились в одно, и большая часть его жизни протекает в «его большом доме», т.е. в школе.

Когда в 1996 году он открыл этот лицей, было всего три маленьких класса в старом здании, построенном в 1938 году, а недавно школа приобрела… двухэтажный универмаг. Возня с куплей и продажей продолжалась несколько лет, пока Кохир Расулзода, председатель Согдийской области, Мухиба Ёкубова, бывший председатель города Исфары, и руководство «Таджикматлубота» не помогли. Сейчас универмаг превратился в 12 учебных классов и библиотеку. Наверно, это единственный случай в нашей республике, когда из универмага сделали школу, потому что превратить школу в универмаг легче и быстрее. И здесь не расходовались государственные ресурсы.

Награды, пролетевшие мимо

Я ПОИНТЕРЕСОВАЛСЯ, как он содержит семью, если зарплату получает символическую, помогает дочке, которая учится в Медицинском университете, и помогает сыну, который работает в администрации города Исфары и живет со своей семьей в городе.

«Несколько лет назад я занимался бизнесом и помогал своим братьям. Теперь они занимаются бизнесом и помогают мне», - лаконично ответил директор.

Когда я спросил, какие звания и награды он имеет, сказал, что является отличником народного образования. А получил он это звание, когда работал директором школы в девяностых годах. Мне кажется, все те награды, которые он должен был получить несколько, если не десять лет назад, пролетели мимо него. Может быть, это случилось из-за того, что Ворух не находится в городе? А может быть, из-за того, что руководители менялись часто и не успевали оценить то, что он сделал? Или просто забыли? Не знаю. А когда я сказал ему, что подниму этот вопрос, он сказал, что категорически против.

Он просил писать не он нем, а об учителях и прекрасных учениках. Да, без учителей - добросовестных, грамотных и фанатично преданных школе - и без талантливых детей Воруха, которых больше нигде в Таджикистане не встретите, невозможно подготовить более 470 студентов из 498 учеников, окончивших лицей. Но все прекрасно знают, что без него не было и лицея.

А мне, наоборот, стыдно знать эту горькую правду, что долгие годы не замечают нашего выдающегося современника, который живет спокойно, внося заметный вклад в становление образования и науки. Он достоин очень серьезных наград, поэтому я обращаюсь к уважаемому Кохиру Расулзода помочь Шорахматову. Почему к председателю области? Потому что он делает многое для развития народного образования в области, в частности в Исфаре. Здесь было построено несколько школ по его личной инициативе, поэтому, зная его особенное внимание к школе и учителям, надеюсь, он поможет и Абдурахмону Шорахматову получить то звание, которого он достоин и заслуживает, точнее заслужил. Ведь руководитель области однажды уже помог Шорахматову приобрести здание универмага.

  Р. S. Я был одним из первых приехавших из Душанбе в лицей, чтобы написать статью о нем, Шорахматове. Но он согласился лишь с одним условием: я буду писать только об учениках и учителях. Поэтому прошу прощения, что не сдержал свое слово и написал об Устоде.
Категория: Общество | Просмотров: 2666 | Добавил: vorukh | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 3
3 Исфандиёр  
0
Ман низ хатмкардаи хамин мактаб мебошам.Устод Шорахмато дар хакикат марди асилан ва дар таълиму тарбияи тамоми чавонони ворухзамин сахми беандоза доранд.Ба тамоми суханхои боло ман низ чунин илова менамоям хамеша хушбахту сарбаланд бошед!

2 эъзозидин  
0
Салом ба хамаи устодон ва дустони азиз ба хамаи шумо дар соли хоноши 2012-2013 бурборихо хохонам.

1 vorukh  
0
Низкий поклон ему.Я сам окончил в 2005 году.Все мы (одноклассники) поступили в разные ВУЗы Таджикистана и за пределами РТ.Действительно, он очень строгий и отлично знает как общаться с учениками.Он многое для нас сделал.Он достоин большего, чем эти медали.Он превратил старого Мед-пункта в школу. Я хорошо помню, как мы таскали кирпичи и разные строй-материалы во время урока физкультуры.Мы гордимся вами. С уважением выпускник 2005г.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа-Шакли даромад

Календарь новостей
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Сурати нав      

Друзья сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей-Мехмонхо: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024